Заметка Надежды Фетисовой, старшего координатора московских хосписов

24.10.2024 18:52:00

Привет, меня зовут Надежда Фетисова. Шесть прекрасных лет я проработала в хосписе «Бутово», а сейчас как старший координатор помогаю коллегам в некоторых московских учреждениях. Кажется, одна из наших сильных сторон — это работа в команде, возможность учиться друг у друга, находить в другом опору и поддержку. 

Недавно я впервые побывала в Отделении длительной респираторной поддержки в хосписе «‎Коломенское»‎. Здесь находятся пациенты, которым необходима длительная поддержка аппарата ИВЛ. Им уже не нужна интенсивная терапия, но при этом они не могут дышать самостоятельно. 

Каждый день своей работы я ощущала, что жизнь за воротами хосписа и жизнь внутри сильно отличаются, как два разных мира. В хосписе и время течет иначе, особенно остро чувствуется вкус жизни и радость каждого дня, суета отступает и совершенно другие вещи становятся важными. Отделение длительной респираторной поддержки стало еще одним непознанным миром, который я полюбила. Здесь я опять новичок, мне нужно многому научиться, чтобы быть полезной людям.

Многие пациенты в отделении интеллектуально сохранны, но как бы «‎заперты»‎ внутри своего тела, все, что у них есть, — движение глаз. Люди хотят и любят общаться, просто немного иначе. Есть альтернативные способы коммуникации, которые используют сотрудники и волонтеры: разные виды алфавита — цветной, напечатанный на бумаге, двусторонний алфавит с прорезью, специальные мнемонические картинки, которые говорят о потребностях: «хочу пить», «поверните на бок». В хосписе мы часто говорили, что волонтёр — это руки пациента, а здесь волонтёр — еще и голос человека. А еще нужно потратить намного больше времени, быть более внимательным, терпеливым, быть любопытнее и, в хорошем смысле, азартнее.

У каждого пациента есть специальная доска с именем и фамилией, указанием лечащего врача, противопоказаниями. У Ольги Ивановны, пациентки отделения, доска увешена листами А4, где от её лица рассказано, как нужно поворачивать, чтобы не было больно, как ей нравится лежать, куда положить руки, как должна лежать голова. Так и написано: «пододвиньте меня на край кровати, поверните меня на бок…». Перед нами живые люди со своими желаниями, возможностями, привычками. Эти инструкции становятся более человечными, индивидуальными, перестают быть просто сухим перечислением действий медсестры. Сотрудники и волонтёры собирают эту информацию у близких, что-то узнают опытным путем. Бережно собирают и крепят на доску. А я, прочитав, услышала голос Ольги Ивановны, как будто она сама только что поделилась своими желаниями и привычками со мной. 

А еще мне повезло увидеть, как работает Фредерика де Грааф, психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа. Фредерика для меня — человек, обладающий особой мудростью, умеющий по-настоящему быть рядом с человеком здесь и сейчас, каждого обнимать своим теплом. Я как зачарованная смотрела на происходящее: в абсолютной тишине «разговаривали» два человека, и, поверьте, я слышала каждое непроизнесенное слово.

Все, что происходит с пациентом в стенах хосписов, чуткость к его предпочтениям и желаниям, к его праву голоса — даже если болезнь лишила его способности говорить — напоминает о том, как мне повезло быть в фонде «Вера», быть рядом с человеком. Все это складывается в нашу общую миссию — выстраивание качественной помощи вокруг человека, его любимых и близких.


Задайте вопрос