«Смерть человека для реаниматолога — проигрыш, но в хосписе ты слышишь от родственников: “Спасибо, нам было не страшно”»

21.02.2025 18:43:00

17 лет Разия Юрьевна спасала людей в реанимации, а теперь — работает в хосписе, в Отделении длительной респираторной поддержки №2 Московского многопрофильного Центра паллиативной помощи.

В нём находятся люди, которым не нужна интенсивная терапия, но дышать самостоятельно они не могут. Такие пациенты лишены возможности говорить, а некоторые не могут управлять собственным телом. При этом большинство из них хочет и любит общаться: координаторы и волонтеры используют для этого специальные типы алфавитов, мнемонические картинки, а также технологию айтрекинга. Об этом мы подробнее писали в посте с заметкой координатора Надежды Фетисовой.

Чтобы облегчить состояние пациентов и дать им возможность «говорить», работает целая команда — под руководством Разии Юрьевны. Сегодня мы поговорили с заведующей отделения о том, как Разия Юрьевна откликнулась на вакансию в хосписе, что помогает находить общий язык с родственниками и как исполнить мечту пациента с БАС.




Вы автор книг, просветитель, заведующая ОДРП № 2 в Центре паллиативной помощи. Но начиналось все с реаниматологии. Сколько лет вы ей посвятили?

С 2007 по 2017 год я работала реаниматологом в 50-й больнице. Потом два года в 68-й и пять лет в 29-й больнице. Я почувствовала, что в реанимации накопились усталость и выгорание. Думала вообще уйти из медицины, но вспомнила, что всегда хотела попробовать себя в сфере паллиативной помощи и решила откликнуться на вакансию. С лета 2024 года я работаю в Центре паллиативной помощи.

Каким было самое первое впечатление от первого дня на новой работе?

Вау! А что, разве так можно было? Паллиативная помощь — отдельный раздел медицины, которому приходится учиться. Я сейчас посещаю курсы и узнаю там много нового. В реанимации тебя учат быстро реагировать и быстро работать, а здесь ты учишься не спешить и разговаривать. Очень многие проблемы решаются с помощью разговора.

Уход и сопровождение пациентов здесь сильно отличаются от реанимации. Тут банально есть время, чтобы пообщаться с пациентами, с родственниками — выяснить, как сделать им хорошо. Тут другой темп жизни, другой темп работы. Можно многое, что нельзя в реанимациях.

Что входит в ваши обязанности как заведующей отделения?

Делать так, чтобы моей команде было комфортно работать, облегчать работу, в чем‑то не мешать, разрешать противоречия. Мы все стремимся сделать так, чтобы жизнь пациентов была наполнена смыслом, несмотря на состояние, чтобы их семьям обеспечили полноценный уход. Важно, чтобы близкие могли быть рядом с тяжелобольным человеком, в то время как все проблемы ухода мы берём на себя. В этот тяжёлый период главное помочь людям остаться семьёй, достичь принятия и спокойствия, когда не нужно сражаться с системой. У родственников в реанимации нет такого пространства спокойствия: побыть рядом столько, сколько нужно, сказать все важные слова, просто подержать за руку. А здесь — можно.

Что вас удивляет в хосписе?

Смерть человека для реаниматолога — проигрыш, разочарование, но здесь, в сфере паллиативной помощи, приходят родственники, обнимают и говорят «спасибо, нам было не страшно». Они идут в дальнейшую жизнь, зная, что для близкого было сделано всё возможное. Это удивительно.

-2



Что помогает находить общий язык с родственниками?

Их просто нужно выслушать. Часто в Центр паллиативной помощи попадают семьи на стадии отрицания: они считают, что болезнь можно вылечить… Недавно я разговаривала с мамой тяжелобольного парня, которая была убеждена, что у неё пытаются отобрать ребёнка. Я провела вместе с ней около полутора часов: слушала, искала общие точки для работы и дальнейшей помощи. В реанимации этих часов не было, а здесь они есть. А ведь только так можно оказать качественную помощь.

Что вас вдохновляет в работе?

В Отделении длительной респираторной поддержки есть пациенты с БАС (боковой амиотрофический склероз), которые оказались заперты в своем теле. Они страдают прогрессирующим параличом мышц. У них возникают трудности с глотанием, разговором или дыханием, при этом они находятся в абсолютно ясном сознании. Сотрудники отделения умеют общаться с такими пациентами с помощью альтернативных методов коммуникации. Мы не всегда пробиваемся через отчаяние, но если получается, человек продолжает жить, общаться, «писать» стихи и рассказывать о своих чувствах и желаниях.

Расскажите самую яркую историю из хосписа?

В нашем отделении был пациент Кирилл Олегович — десантник. У него не работали никакие мышцы, кроме глаз. В День десантника мы решили порадовать Кирилла Олеговича: напоили его пивом и накормили чипсами. Из-за болезни один глоток занимал минут десять. Но у нас было это время, и мы использовали его, чтобы сделать пациента хоть немного счастливее.

Что такое горе?

Состояние.

Что такое сострадание?

Умение находиться рядом таким образом, чтобы от твоего присутствия человеку было хоть немного лучше.

Как бы вы хотели умереть?

Во сне от остановки сердца.

Ваш девиз?

«Будем разбираться».

Задайте вопрос