Самарскому хоспису - 18 лет!

В 1996 году группа волонтеров, медиков-христиан, начала помогать неизлечимым онкологическим больным в Самаре. Спустя два года, 15 сентября 1998 года была зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Самарский хоспис». Поначалу работала только выездная служба, стационар открылся в 2000 году. 

С тех пор Самарский хоспис располагается в помещениях, предоставляемых ОАО «Медицинская компания ИДК» на безвозмездной основе. Это уникальный для России случай. Особая роль в становлении хосписа принадлежит Шампанской Марине - первому доктору, которая умерла от рака желудка в 2005 году. 

В сентябре Самарскому хоспису исполнилось 18 лет. 


Долгие годы его возглавляет замечательная Ольга Осетрова, благодаря ей маленький хоспис стал спасением от боли и страдания для множества пациентов и их близких. 


Мы собрали отрывки из ее интервью, нам кажется, эти слова важно прочитать всем.

О чувствах. Любовь - удивительная и непостижимая, всегда прекрасная...Нередко молодые и красивые напрасно ищут и зовут её, а она цветёт и благоухает в совсем неподходящих, по мнению большинства, местах. Наша пациентка, немолодая уже женщина, вдова, четыре года назад встретила человека, который стал ей другом и супругом. Всё-всё у них было хорошо, но в апреле всё изменилось. Рак мозга - часто неоперабелен и к тому же нередко непоправимо разрушает личность человека... И тогда с болью видишь лёд отчуждения в глазах близких пациента: «Это - не мой любимый. Его уже нет». Совсем иначе - здесь, у них. Каждый день - встреча, его слова любви: «Дорогая, единственная»; признания: «Я не могу без тебя»... А в ответ, из непостижимой глубины души - узнавание, радость, рука в руке и глаза в глаза... Сидят рядышком, и живое, настоящее счастье льётся почти зримым потоком на весь мир вокруг. 

О людях. Да, безусловно, мы все умрём. Для каждого человека понятие достойного ухода, с одной стороны, общее (без боли, грязи и унижения), с другой - индивидуально. Для одного важно, чтобы вокруг него были люди, чтобы с ним общались, разговаривали. Другому необходимо, чтобы была тишина, а ухаживающие были незаметны, как тени. Это надо понять, принять, настроить семью и делать так, как хочет человек. Нет одинаковых людей, жизней, болезней. И роза отличается от пшеничного зерна гораздо меньше, чем два человека, похожих и обычных для обычного взгляда... Поэтому настоящая помощь в хосписе - неповторяема, особенна, индивидуальна. Для разных людей понятны, приятны и приемлемы совершенно разные слова, поведение, помощь... Поэтому взгляд помогающего должен быть свеж, светел и чист. Как и сердце. 

О правде. Молчание – «хрустальная» стена, за ней больного родного человека вроде бы и видно... Но он ТАМ, за стеной, одинок, и мы, совершенно точно, не слышим друг друга. И умирающий человек остаётся один в доме, полном любящих и готовых помочь ему людей. Ведь 100% нас знает и без всяких бумаг - правду. Конечно, не все хотят обсуждать это, многие - выбирают молчание и главное говорят не словами, которые нужно услышать. Путь у каждого - свой, но ложь разъединяет. 

О боли. К сожалению, пока, несмотря на выраженный прогресс - в 2015 году в РФ врачами было выписано наркотических анальгетиков в полтора раза больше, чем в 2014, проблема неадекватного обезболивания существует. Мало неинвазивных препаратов, нет золотого стандарта обезболивания - таблеток морфина короткого действия, нет детских лекарственных форм, есть необоснованная опиоидофобия, врачи пока в большинстве своём внимательны к выписыванию рецептов на сильные обезболивающие, а не к людям, их получающим. Необходимо повсеместное обучение, лекарства, мониторинг и анализ ситуации. Принятая минздравом России «Дорожная карта», надеюсь, поможет кардинально изменить ситуацию. Ведь за каждой цифрой - страдающий человек, страдающая семья. Постоянная сильная боль лишает сил и отнимает жизнь не меньше, чем сам рак. 

О хосписе. Для меня хоспис – как сэндвич. Внутри – медицина, обезболивание, облегчение других тягостных симптомов. А сверху и снизу – отношение к пациенту. Конечно, в этом «сэндвиче» прежде всего должно быть высоким качество начинки. Но медицинская помощь должна быть в гармонии с тем, что ее окружает - с внимательным отношением к пациентам и их близким, заботой об их потребностях и желаниях, любовью и принятием. 

О команде. У нас достаточно стабильный коллектив, несмотря на сложную и эмоционально ёмкую работу. В хоспис приходят работать разные люди, но прижиться и найти своё место дано не всем. Именно не «удаётся», а «дано». 

О памяти. Наши пациенты - как звёзды. Каждый - один, единственный, неповторимый. Забудем потом, может быть, имя, как болело, что снимало боль... Но свет души и свет глаз - никогда... И особенную близость, доверие и теплоту, которые бывают редко не в семье, а в хосписе - бывают. И улыбки - из сердца... 

О помощи. Боль, тотальная боль, пронизывает не только тела, но и души наших пациентов. И тех, кто рядом с ними... Хосписы пока, как редкие росинки на траве, не могут утолить жажду в любви, сострадании, помощи для всех. Нужен дождь - это правда. Тем драгоценнее каждая росинка. Спасибо тем, кто помогает! 

Об изменениях. Замечательно, что Фонд помощи хосписам «Вера» включил в круг заботы и региональные хосписы, в том числе и наш. Это чувствуют пациенты, у которых есть и памперсы, и средства ухода, к которым есть возможность приехать на машине. Пациенты, находящиеся в стационаре - радуются тёплым, чистым и светлым палатам и чудесным удобным кроватям. Это во всех смыслах поддерживает и сотрудников, для которых всесторонняя помощь фонда: финансовая, образовательная, эмоциональная (важно чувствовать себя частью целого - большого, важного и нужного) - это действенная профилактика профессионального выгорания. 

______________________________________

Сейчас АНО «Самарский хоспис» - это небольшой стационар и выездная служба, которая помогает 50 пациентам единовременно. Фонд «Вера» регулярно помогает Самарскому хоспису - поддерживает врачей, закупает мебель в стационар и расходные материалы, в 2014 году вместе с компанией «Русгидро» обеспечил покупку нового автомобиля для выездной службы.

Задайте вопрос