Проект приказа Минздрава не решит проблемы с доступом в реанимацию. Что мы предлагаем изменить?
05.07.2019
Благотворительные фонды помощи хосписам «Вера» и «Подари жизнь» направили официальный отзыв на опубликованный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа Минздрава «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента в медицинской организации, в том числе в её структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях».
Этот приказ стал продолжением принятых ранее поправок в Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Комментарии к закону ранее были опубликованы на сайте благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».
По мнению фондов, проект приказа в предлагаемом виде не решит проблемы с доступом в реанимацию.
Замечания коснулись четырёх пунктов приказа: кто имеет права согласовывать присутствие родственников пациента, требования к одежде и гигиене посетителей, разрешение на пользование мобильными телефонами и осуществление, видео- и аудиозаписи, доступ в отделения реанимации детей в возрасте до 12 лет и посетителей, не являющихся близкими родственниками.
Например, текущая редакция приказа не разрешает посещение пациентов детьми до 12 лет даже в сопровождении взрослых.
Этот запрет представляется негуманным по отношению к пациентам и их близким. В целях бережного отношения к детям-родственникам пациентов должно быть установлено не ограничение на посещение, а созданы условиях для таких посещений. В связи с этим абзац 8 пункта 3 предлагается изложить в следующей редакции
«дети в возрасте до 12 лет посещают пациентов в сопровождении взрослых посетителей, а при отсутствии сопровождающих взрослых посетителей - в сопровождении медицинского персонала медицинской организации».
![](https://www.hospicefund.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D1%85%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81-2015-53.jpg)
Составляя настоящий отзыв, представители фондов руководствовались принципами гуманизма, сострадания и здравого смысла. В своей ежедневной работе они постоянно имеют дело с людьми, оказавшимися в тяжёлой жизненной ситуации. К сожалению, печальные истории, когда принятые нормы и правила, вместо того, чтобы облегчать положение, оказываются по сути бесчеловечными, не так уж редки.
![](https://www.hospicefund.ru/wp-content/uploads/2019/07/5-1-1.png)
Со своей стороны, специалисты фондов прилагают все усилия, чтобы законодательные акты, регламентирующие самые трудные жизненные ситуации, действительно были бы нацелены на помощь людям, а не усложняли бы их.
Полный текст отзыва фондов - ниже.
Считаем необходимым доработать проект приказа с учётом следующих замечаний:
1
Общие требования к посещению пациентов распространяются не только на структурные подразделения, предназначенные для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий (далее - ОРИТ), но и на посещения любых других структурных подразделений медицинской организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.
Некоторые из общих требований являются избыточными применительно к посещению пациента как в ОРИТ, так и в других структурных подразделениях медицинской организации, а именно:
- необходимость получения согласия на посещение пациента от лечащего врача и заведующего отделением.
Установление данного требования нецелесообразно. При соблюдении указанных в приказе
конкретных требований к посещению пациента, в том числе в ОРИТ, возможность посещения не должна ограничиваться необходимостью получения согласия лечащего врача и заведующего отделением. Кроме того, в приказе не указаны конкретные критерии, которыми руководствуется лечащий врач и заведующий отделением при отказе или согласовании посещения, что чревато необоснованными отказами в доступе родственников к пациенту.
Тем более, вызывает сомнение необходимость получения согласия сразу от двух медицинских работников - и лечащего врача, и заведующего отделением.
В связи с этим просим изложить абзац 2 пункта 3 Общих требований в следующей редакции:
«посетители информируют медицинский персонал структурного подразделения медицинской организации о посещении пациента, а при посещении пациента в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, - лечащего или дежурного врача».
- требование надевать бахилы, халат, маску и шапочку при посещении пациента в стационаре, запрет на использование мобильных телефонов.
Для многих стационаров указанное требование является избыточным, особенно для хосписов. В связи с этим просим абзац 5 пункта 3 Общих требований изложить в следующей редакции:
«перед посещением пациента в структурных подразделениях медицинской организации, в том числе предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, посетитель снимает верхнюю одежду, выключает звук на мобильном телефоне и других электронных устройствах, при необходимости надевает предоставленные медицинской организацией бахилы, халат, маску, шапочку, тщательно моет руки. Посетителю не разрешается без разрешения лечащего врача использовать в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, мобильный телефон и другие электронные устройства, а также осуществлять видео- и аудиозапись».
- запрет на доступ в стационары, в том числе в ОРИТ, детям в возрасте до 12 лет.
Полагаем, что данное ограничение противоречит принципам гуманного отношения к пациентам и их родственникам, в том числе детям. В целях бережного отношения к детям-родственникам пациентов должен быть установлен не запрет на посещение пациентов детьми, а созданы условиях для таких посещений.
В связи с этим просим абзац 8 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«дети в возрасте до 12 лет посещают пациентов в сопровождении взрослых посетителей, а при отсутствии сопровождающих взрослых посетителей - в сопровождении медицинского персонала медицинской организации. Длительность посещения пациентов детьми до 14 лет определяется индивидуально».
- требование о допуске посетителей, не являющихся прямыми родственниками пациента, в структурные подразделения медицинской организации, предназначенные для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, в сопровождении близкого родственника (отца, матери, жены, мужа, взрослых детей).
Во-первых, в приказе не предусмотрена возможность посещения пациента в стационаре (за исключением посещений пациента в ОРИТ) посетителями, не являющихся прямыми родственниками пациента. Таким образом, близкие пациента, формально не являющиеся членами семьи, могут быть не допущены к пациенту в стационаре без указания причин. Это не соответствует уже достигнутому уровню пациент ориентированности медицинских организаций, которые не устанавливают каких-либо ограничений на посещение пациента в стационаре в зависимости от наличия и степени родства посетителей. В настоящее время медицинские организации при недопуске к пациенту посетителя руководствуются только отказом пациента от посещений всеми или конкретными посетителями.
Во-вторых, при отсутствии у пациента близких родственников иные близкие пациента, в том числе гражданский муж/жена, друзья, не смогут посетить его и в ОРИТ.
С учётом изложенного, просим:
- Абзац 11 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«посетители, в том числе не являющиеся прямыми родственниками пациента, не допускаются к пациенту, в случае отказа пациента от посещений всеми или конкретным лицами».
- Общие требования дополнить пунктом 4 в следующей редакции:
«4. Посещения пациента посетителями, не являющимися прямыми родственниками пациента, в том числе в структурных подразделениях медицинской организации, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, осуществляются с соблюдением Общих требований».
2
В целях формирования гуманного подхода к пациентам и близким пациентов, просим дополнить пункт 3 Общих требований абзацем следующей содержания:
«Не допускается устанавливать временные ограничения на посещения в медицинских организациях, в том числе в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, детей и взрослых, находящихся в крайне тяжёлом или терминальном состоянии.».
3
В целях исключения случаев толкования пункта 15 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве ограничения возможности совместного нахождения одного их родителей, иного члена семьи или законного представителя вместе с ребёнком в стационаре на протяжении всего период лечения, в том числе в ОРИТ, просим дополнить Общие требования пунктом 5 следующего содержания:
«5. Родители, иные члены семьи или иные законные представители, которые в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" находятся совместно с ребёнком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, соблюдают установленные настоящим приказом Общие требования.».
4
В абзаце 4 пункта 1 Общих требований слова
«охранительный режим» необходимо исключить или заменить на слово
«лечебно-охранительный режим».
Напомним, что уже три года Благотворительный фонд «Вера» вместе с Фондом Константина Хабенского, Фондом «Детский паллиатив» и Агентством стратегических инициатив реализуют большой
проект «Открытая реанимация». Фонды вкладывают огромные усилия в то, чтобы информировать родителей об их праве находиться вместе со своим ребенком даже в палате реанимации, а также показывать лучшие практики и вести диалог с врачами о том, как сделать возможность быть рядом со своим тяжелобольным близким – нормой, а не исключением.