Проект приказа Минздрава не решит проблемы с доступом в реанимацию. Что мы предлагаем изменить?

05.07.2019

Благотворительные фонды помощи хосписам «Вера» и «Подари жизнь» направили официальный отзыв на опубликованный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа Минздрава «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента в медицинской организации, в том числе в её структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях». Этот приказ стал продолжением принятых ранее поправок в Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Комментарии к закону ранее были опубликованы на сайте благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

По мнению фондов, проект приказа в предлагаемом виде не решит проблемы с доступом в реанимацию.

Замечания коснулись четырёх пунктов приказа: кто имеет права согласовывать присутствие родственников пациента, требования к одежде и гигиене посетителей, разрешение на пользование мобильными телефонами и осуществление, видео- и аудиозаписи, доступ в отделения реанимации детей в возрасте до 12 лет и посетителей, не являющихся близкими родственниками. Например, текущая редакция приказа не разрешает посещение пациентов детьми до 12 лет даже в сопровождении взрослых. Этот запрет представляется негуманным по отношению к пациентам и их близким. В целях бережного отношения к детям-родственникам пациентов должно быть установлено не ограничение на посещение, а созданы условиях для таких посещений. В связи с этим абзац 8 пункта 3 предлагается изложить в следующей редакции «дети в возрасте до 12 лет посещают пациентов в сопровождении взрослых посетителей, а при отсутствии сопровождающих взрослых посетителей - в сопровождении медицинского персонала медицинской организации». Составляя настоящий отзыв, представители фондов руководствовались принципами гуманизма, сострадания и здравого смысла. В своей ежедневной работе они постоянно имеют дело с людьми, оказавшимися в тяжёлой жизненной ситуации. К сожалению, печальные истории, когда принятые нормы и правила, вместо того, чтобы облегчать положение, оказываются по сути бесчеловечными, не так уж редки. Со своей стороны, специалисты фондов прилагают все усилия, чтобы законодательные акты, регламентирующие самые трудные жизненные ситуации, действительно были бы нацелены на помощь людям, а не усложняли бы их. Полный текст отзыва фондов - ниже.

Считаем необходимым доработать проект приказа с учётом следующих замечаний:

1

Общие требования к посещению пациентов распространяются не только на структурные подразделения, предназначенные для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий (далее - ОРИТ), но и на посещения любых других структурных подразделений медицинской организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. Некоторые из общих требований являются избыточными применительно к посещению пациента как в ОРИТ, так и в других структурных подразделениях медицинской организации, а именно:
  1. необходимость получения согласия на посещение пациента от лечащего врача и заведующего отделением.
Установление данного требования нецелесообразно. При соблюдении указанных в приказе конкретных требований к посещению пациента, в том числе в ОРИТ, возможность посещения не должна ограничиваться необходимостью получения согласия лечащего врача и заведующего отделением. Кроме того, в приказе не указаны конкретные критерии, которыми руководствуется лечащий врач и заведующий отделением при отказе или согласовании посещения, что чревато необоснованными отказами в доступе родственников к пациенту. Тем более, вызывает сомнение необходимость получения согласия сразу от двух медицинских работников - и лечащего врача, и заведующего отделением. В связи с этим просим изложить абзац 2 пункта 3 Общих требований в следующей редакции: «посетители информируют медицинский персонал структурного подразделения медицинской организации о посещении пациента, а при посещении пациента в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, - лечащего или дежурного врача».
  1. требование надевать бахилы, халат, маску и шапочку при посещении пациента в стационаре, запрет на использование мобильных телефонов.
Для многих стационаров указанное требование является избыточным, особенно для хосписов. В связи с этим просим абзац 5 пункта 3 Общих требований изложить в следующей редакции: «перед посещением пациента в структурных подразделениях медицинской организации, в том числе предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, посетитель снимает верхнюю одежду, выключает звук на мобильном телефоне и других электронных устройствах, при необходимости надевает предоставленные медицинской организацией бахилы, халат, маску, шапочку, тщательно моет руки. Посетителю не разрешается без разрешения лечащего врача использовать в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, мобильный телефон и другие электронные устройства, а также осуществлять видео- и аудиозапись».
  1. запрет на доступ в стационары, в том числе в ОРИТ, детям в возрасте до 12 лет.
Полагаем, что данное ограничение противоречит принципам гуманного отношения к пациентам и их родственникам, в том числе детям. В целях бережного отношения к детям-родственникам пациентов должен быть установлен не запрет на посещение пациентов детьми, а созданы условиях для таких посещений. В связи с этим просим абзац 8 пункта 3 изложить в следующей редакции: «дети в возрасте до 12 лет посещают пациентов в сопровождении взрослых посетителей, а при отсутствии сопровождающих взрослых посетителей - в сопровождении медицинского персонала медицинской организации. Длительность посещения пациентов детьми до 14 лет определяется индивидуально».
  1. требование о допуске посетителей, не являющихся прямыми родственниками пациента, в структурные подразделения медицинской организации, предназначенные для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, в сопровождении близкого родственника (отца, матери, жены, мужа, взрослых детей).
Во-первых, в приказе не предусмотрена возможность посещения пациента в стационаре (за исключением посещений пациента в ОРИТ) посетителями, не являющихся прямыми родственниками пациента. Таким образом, близкие пациента, формально не являющиеся членами семьи, могут быть не допущены к пациенту в стационаре без указания причин. Это не соответствует уже достигнутому уровню пациент ориентированности медицинских организаций, которые не устанавливают каких-либо ограничений на посещение пациента в стационаре в зависимости от наличия и степени родства посетителей. В настоящее время медицинские организации при недопуске к пациенту посетителя руководствуются только отказом пациента от посещений всеми или конкретными посетителями. Во-вторых, при отсутствии у пациента близких родственников иные близкие пациента, в том числе гражданский муж/жена, друзья, не смогут посетить его и в ОРИТ. С учётом изложенного, просим: - Абзац 11 пункта 3 изложить в следующей редакции: «посетители, в том числе не являющиеся прямыми родственниками пациента, не допускаются к пациенту, в случае отказа пациента от посещений всеми или конкретным лицами». - Общие требования дополнить пунктом 4 в следующей редакции: «4. Посещения пациента посетителями, не являющимися прямыми родственниками пациента, в том числе в структурных подразделениях медицинской организации, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, осуществляются с соблюдением Общих требований».

2

В целях формирования гуманного подхода к пациентам и близким пациентов, просим дополнить пункт 3 Общих требований абзацем следующей содержания: «Не допускается устанавливать временные ограничения на посещения в медицинских организациях, в том числе в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, детей и взрослых, находящихся в крайне тяжёлом или терминальном состоянии.».

3

В целях исключения случаев толкования пункта 15 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве ограничения возможности совместного нахождения одного их родителей, иного члена семьи или законного представителя вместе с ребёнком в стационаре на протяжении всего период лечения, в том числе в ОРИТ, просим дополнить Общие требования пунктом 5 следующего содержания: «5. Родители, иные члены семьи или иные законные представители, которые в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" находятся совместно с ребёнком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе в структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, соблюдают установленные настоящим приказом Общие требования.».

4

В абзаце 4 пункта 1 Общих требований слова «охранительный режим» необходимо исключить или заменить на слово «лечебно-охранительный режим».
Напомним, что уже три года Благотворительный фонд «Вера» вместе с Фондом Константина Хабенского, Фондом «Детский паллиатив» и Агентством стратегических инициатив реализуют большой проект «Открытая реанимация». Фонды вкладывают огромные усилия в то, чтобы информировать родителей об их праве находиться вместе со своим ребенком даже в палате реанимации, а также показывать лучшие практики и вести диалог с врачами о том, как сделать возможность быть рядом со своим тяжелобольным близким – нормой, а не исключением.

Задайте вопрос