Моя самая глубокая духовная практика за последнее время – мытьё посуды в хосписе

Роман Адушкин, основатель NRG Group, рассказывает о поездке в Петербургский хоспис №4.

Меня всегда интересовала природа мета-мотивов человека.

Что именно стоит ЗА импульсами их поступков, что «заставляет» мыслить и поступать определенным образом, а не иначе. Ведь именно так складывается судьба и жизнь каждого. И это не только жгучее желание найти ответ на свой вопрос о смысле жизни, это ещё и профессиональный интерес – именно из мета-мотивов соткана корпоративная культура любого коллектива, и они же лежат в основе любого результата компании. В общем, это отдельная большая тема.

Так вот, во время последней поездки в Питер я оказался в хосписе №4.

Именно оказался, так как изначально ехать не собирался, и меня интересовали только мотивы тех людей, которые отдают себя служению другим. И я, откровенно, боялся попасть в то место, где люди с неизлечимым диагнозом проводят свои последние дни и уходят из этого мира.

Я, конечно, и раньше знал о существовании таких мест, но, как-то специально почти не задумывался об этом. Или было не очень приятно об этом думать. И вообще, легче жить так, как будто этого нет…

Я оказался там только благодаря необыкновенной Анастасии Жихаревич, которая буквально взяла меня за руку, заботливо привела и показала жизнь там, где я не ожидал её увидеть.

✱ ✱ ✱

Это как будто наблюдать жизнь с другой стороны. Оказалось, что это совсем не страшно.

✱ ✱ ✱

Очень приветливые люди, все улыбаются, совсем нет скорби и печали. Все всё понимают и очень стараются быть полезным. Время здесь течёт совсем по-другому. Другая событийность, другие люди. Всё очень просто и при этом невероятно честно, открыто, искренне и по-настоящему в масштабе всей жизни. Здесь вообще как будто попадаешь в какое-то другое измерение. Жаль, что здесь в сети еще не придумали кнопки или опции «передачи состояния», так как точно знаю, что невозможно передать глубину переживаний и полученного опыта. Поэтому вот лишь несколько инсайтов во время посещения хосписа:
  1. Люди там ценят жизнь гораздо больше, чем в обычной повседневной жизни здоровых людей. Это касается всех – и сотрудников, и пациентов, и их родных и близких.
  2. То, что нас больше всего заботит в «обычной жизни», там почти полностью теряет смысл. Если бы вы знали ценность каждого слова в стенах хосписа! Ценность прикосновения, ценность молчаливого внимания, сопереживания… Это квинтэссенция эмпатии! Как хочется, чтобы и «в обычной жизни» люди больше общались друг с другом именно так!
  3. Смерть реальна. Она была, есть и будет. Это предопределённый финал любой жизни. Иногда это случается неожиданным образом, не так, как мы себе это представляем, и не всегда в преклонном возрасте. Но если от этого не прятаться, то это не страшно.
  4. Занятые и деловые люди увлечены большими проектами, серьёзными делами, целями и амбициями, им как бы не до этого… Жизнь – она же как бы прямо сейчас… И чаще всего свою помощь хоспису предлагают обычные люди с небольшим достатком – пенсионерка приносит пачку сахара, водитель такси просто звонит и спрашивает – чем мог бы помочь прямо сейчас.
  5. Реальная помощь – это совсем не обязательно крупное денежное пожертвование. Это могут быть совершенно простые вещи, связанные больше с физическим присутствием, временем и вниманием, которые человек готов этому уделить.
  6. В последние дни своей жизни «на поверхность» выходят очень простые вещи и очень простые желания (даже нет смысла об этом писать, это нужно слышать от первоисточника). Опять же – ценность слушания и слышания трудно передать словами!
  7. Можно много читать о духовности, заниматься практиками, ездить на ретриты и т.п. (всё это тоже очень важно, и я это ценю), а можно заниматься духовной деятельностью. Причём для этого не обязательно постригаться в монахи, уходить из социума. Моя самая глубокая духовная практика за последнее время – мытьё посуды в хосписе.
  8. Кодекс волонтёра, основные принципы деятельности сотрудников хосписа очень применимы как в обычной жизни, так и в бизнесе. Например, я долго бился над тем, как бизнес-ориентированному коллеге объяснить, показать, что такое эмпатия, доверие, реальное внимание, реальный интерес к человеку (а не только к тому результату, который этот человек приносит). Ответ я нашёл в Кодексе волонтёра. Многие принципы применимы для построения здоровой корпоративной культуры в любой организации.
Возможно, кому-то покажется кощунством, но я бы прям рекомендовал любому HR-специалисту и руководителю, работающему с людьми, посетить подобное место. Если вы цените людей или стремитесь развить это в себе, то вас ждут глубокие открытия.

✱ ✱ ✱

Я даже думаю о том, как посетить хоспис с детьми.

✱ ✱ ✱

Уверен, что при правильном подходе, увидев, как это происходит, дети могут избавиться от деструктивного страха смерти, научиться глубже и по-настоящему сопереживать, проявлять заботу и внимание, уметь определять и ценить главное в жизни. Эх, так много слов, и так мало удаётся передать… Все эти слова не имеют смысла, если ни разу не испытать эти переживания на реальном опыте, побывав там. Очень рекомендую! Отдельное спасибо и респект Анастасии Жихаревич за бесценный опыт, яркий пример служения и ежедневного духовного подвига! Если вы готовы сделать свои важные открытия о жизни и хотите нам помогать – можете стать волонтёром в одном из хосписов. Подробная информация по ссылке.

Задайте вопрос