Попробуйте ввести другой запрос
13.10.2015
«Мы обычные люди, но работаем в необычных условиях. Вот почему в ответ на слова благодарности родных пациента, не отвернувшихся от него и в последние дни жизни, мы обычно отвечаем: «Это наша почетная обязанность», — и нет в этих словах никакого притворства».
Кэролайн Коллинс работает сиделкой в специализированном стационарном отделении хосписа им. св. Екатерины в городе Кроли, в Англии. Перевод ее интервью о работе сиделки в хосписе специально для нас сделали переводчики Алиса Морквенайте и Ксения Гундарова (РГГУ). Рекомендуем прочитать. *** «Так вы медсестра! А в какой больнице?» «Да нет, я работаю вовсе не в больнице, а в хосписе. Я медсестра-сиделка». В ответной реплике, которая следует почти всегда, слышатся и ужас, и сожаление. «Вы что, правда, работаете в хосписе? Как вы только с такой работой справляетесь? Это ведь так непросто…» Как правило, на это я отвечаю: «Это прекрасное место, и работа там приносит умиротворение». Но разговор обычно выходит неловким. Когда благодаря тебе пациент или его родственники могут поговорить с тобой по душам и задать все те вопросы, которыми боялись задеть родных, ты чувствуешь умиротворение. Бывает, приходится объяснять, что никакие мы не няньки и совсем не религиозны. И мне не очень приятно слышать, что мы будто бы «ангелы». Наоборот, я уверена в том, что мы далеко не ангелы и к работе часто относимся с юмором, хотя и заботимся о пациентах по-настоящему, искренне. Но прежде всего надо понимать, что те, за кем мы ухаживаем, такие же люди, как и мы. Мы ухаживаем за своими соседями, за продавцом, работавшим в магазине за углом, за мусорщиками, которые вывозили бытовые отходы, за школьным учителем, у которого учились наши дети, за банковским служащим, который когда-то согласился или отказался дать нам ипотеку.Мы обычные люди, но работаем в необычных условиях.
Вот почему в ответ на слова благодарности родных пациента, не отвернувшихся от него и в последние дни жизни, мы обычно отвечаем: «Это наша почетная обязанность», — и нет в этих словах никакого притворства. Чем работа сиделки в хосписе отличается от любой другой? Я много размышляла над тем, что значит быть сиделкой в хосписе и чем эта работа отличается от другой, связанной с уходом за людьми. Способность принять для себя то, что наша работа не в том, чтобы помочь больным встать на ноги, а лишь помочь им чувствовать себя хорошо, дать по возможности все, чего им не хватает, — вот что, пожалуй, составляет суть нашей работы. Наш уход заключается в сострадании, искренности и прямоте. Часто приходится поднимать темы, которых обычно избегают. Говорим о том, о чем говорить в обществе не принято. Это заставляет на многое посмотреть иначе. Когда благодаря тебе пациент или его родственники могут поговорить с тобой по душам и задать все те вопросы, которыми боялись задеть родных, чувствуешь умиротворение. Помочь другому с бесстрашной улыбкой вглядеться в самые недра разворачивающейся перед ним бездны — это дар свыше. Всякий раз, когда кто-то разделяет с тобой свою душевную боль — невозможно оставаться равнодушным. Помогая людям жить дальше Разумеется, мы выполняем все те задачи, которые в представлении большинства должны выполнять медсестры-сиделки: выдаем лекарства, делаем переливание крови, очищаем кожу после химиотерапии, меряем температуру и кровяное давление (есть у нас хитрая машина, с которой не нужно в тишине выслушивать, как стучит сердце). Мы помогаем пациентам пить и кормим их, и среди нас нет людей, которые слишком круты, чтобы помыть человека — на самом деле, это мое любимое занятие.Помочь пациентам сохранить достоинство и заработать их доверие, заботясь о них, – большое удовольствие.
Именно во время таких интимных моментах мы говорим о самых важных вещах. Мы открываем для себя их истории, сожаления и страхи и иногда помогаем найти выход тем, кому нужно выговориться. Мы помогаем тем, кто страдает от страшнейших заболеваний, найти способ двигаться дальше. Найти общий язык в чрезвычайной ситуации Наверное, самое большое различие между хосписом и другими медицинскими учреждениями это то, что у нас отсутствуют четкие часы посещения. Мы понимаем, что человек, находящийся здесь, может быть центром чьей-то вселенной и, поэтому, люди в их жизни так же важны для нас, как и они сами. Мы очень стараемся вовлекать в процесс важных для пациента людей. Если мы будем принимать во внимание эти связи и делиться правильной информацией, мы сможем лучше понять, почему наш пациент такой, какой он есть, а это часто бывает очень трудно. У каждого пациента и членов его семьи свой жизненный путь, они видят мир по-своему. Кто-то не хочет создавать «суматоху», хотя иногда нам кажется, что это было бы не лишним, в то время, как другие привыкли высказывать все, что у них на душе.Вне зависимости от особенностей наших пациентов, мы всегда напоминаем себе, что все мы в этой чрезвычайной ситуации вместе и стараемся обрести взаимопонимание.
Смотреть, как мучаются любимые люди, невероятно тяжело, и мы делаем все возможное, чтобы уменьшить физические и эмоциональные страдания, умерить их беспокойство, которое чувствуют и пациент, и его семья, и друзья. Наша задача — предоставлять лекарства, а также заботиться и выражать сострадание своим присутствием, держать за руку своих пациентов, помогать им справиться со страхом смерти и развеять те мифы, которыми окружен уход из жизни. Мы не можем помочь их телам опять обрести здоровье, но мы можем помочь умиротворить их души. Работать сиделкой в хосписе не просто, но это не скучно Сначала я работала на более чем скучной работе помощника медсестры (pre-nursing), потом переквалифицировалась в сиделку в 35 лет. И даже с двумя маленькими детьми на руках (им было тогда меньше пяти лет) мне было интересно учиться! Мне дали квалификацию на 9 лет, 8 из которых я проработала в хосписе им. св. Екатерины. И я знаю, что мне очень повезло заниматься таким интересным и приносящим удовольствие делом. Одна смена может вызвать целую бурю эмоций. Настроение может измениться в мгновение ока: от взрыва смеха до глубокой печали, но мы замечательная команда и всегда поддерживаем друг друга. Наша ежедневная работа помогает нам научиться еще больше ценить нашу собственную семью и друзей».