Попробуйте ввести другой запрос
Итоги круглого стола в «Парламентской газете» 22 января 2015.
Перед новым годом был принят законопроект, который упрощает получение наркотических обезболивающих для пациентов. Но в силу он вступит только в июле 2015 года.
Полгода необходимы для того, чтобы правительство разработало нормативно-правовые акты, без которых новые правила не смогут работать.
По новому закону, срок действия рецептов на наркотические обезболивающие увеличится до 15 дней, а родственникам пациентов не нужно будет сдавать использованные обезболивающие пластыри и ампулы из-под морфина. Также закон говорит о приоритетности доступа к медицинской помощи для тяжелобольных граждан.
Однако этих изменений еще недостаточно. На этом сошлись участники круглого стола в «Парламентской газете», среди которых были представители Минздрава, Совета Федерации, автор законопроекта – депутат Госдумы Николай Герасименко, президент фонда «Вера» Нюта Федермессер и главный врач Первого московского хосписа Диана Невзорова.
Проблемы возникают не только с получением рецепта, но и с наличием препаратов в аптеках.
По данным Росздравнадзора, в трети регионов России есть населенные пункты, из которых за обезболивающим приходится ехать за 50, а то и за 100 километров.
По словам Николая Герасименко, в Москве 4500 аптек, а получить обезболивающие по рецепту можно только в 50. Нужно упростить требования к хранению и транспортировке наркотических обезболивающих препаратов, подчеркнул Н. Герасименко, а также смягчить требования к аптекам, которые получают лицензию на хранения обезболивающих. Прикрепление к аптекам по месту жительства тоже усложняет процесс получения препаратов.
Попечительский совет при вице-премьере Ольге Голодец рекомендовал предоставить право медицинским организациям, которые расположены в селах далеко от аптек, самостоятельно хранить и отпускать пациентам наркотических лекарственные препаратов. Об этом сообщила Елена Максимкина, директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава. Также, по ее словам, необходимо снизить затраты на транспортировку наркотических лекарственных препаратов.
В некоторых регионах вообще до недавнего времени не было аптек с правом выдавать наркотические обезболивающие. По словам Елены Максимкиной, с начала года в Чечне соответствующие лицензии получили 7 аптек (была одна), в Кабардино-Балкарии сейчас готовятся к лицензированию 18 аптек (не было ни одной).
Также Минздрав обсуждал возможность выпуска морфина короткого (в каплях) и пролонгированного действия и других препаратов с Московским эндокринным заводом. Ведомство готово содействовать регистрации и выводу этих препаратов на рынок. Таких препаратов особенно не хватает при подборе обезболивания для детей.
Как отметила Нюта Федермессер, решение вопроса с обезболиванием зависит от 12 разных ведомств и инстанций. Среди них Минздрав, Минюст, Минтруда, ФСКН, МВД, Минобразования, органы исполнительной власти в регионах.
«Законы фактически не могут работать, — считает президент Фонда помощи хосписам «Вера».— Уже два года действует приказ Минздрава № 1175, позволяющий при выписке из стационара давать онкобольному с собой обезболивающие препараты на пять дней, на случай, если у него возникнут сложности с получением рецепта у врача. Но этой правовой нормой никто не пользуется! В том числе и потому, что запас наркопрепаратов в больницах слишком мал, и, если следовать этому приказу, то их может не хватить пациентам больницы».
Кроме того, Нюта Федермессер уверена, что законы не будут работать, пока в уголовном кодексе есть статьи, по которым врачей могут преследовать за неправильное оформление рецепта на наркотические обезболивающие. Напротив, нужно думать о введении административной ответственности врачей, которые оставили пациента страдать от болевого синдрома, - подчеркивает президент фонда «Вера».
Главный внештатный специалист Минздрава по паллиативной медицинской помощи, главный врач Первого московского хосписа Диана Невзорова отметила, что качественная паллиативная помощь может быть там, где есть обученная команда (врачи, социальные работники, медсестры, благотворительные организации, волонтеры) и лицензия на наркотическое обезболивание.
Она привела в пример случай, который произошел в Красноярске в декабре 2014 года. К необезболенному ребенку, пятилетней девочке, несколько раз приезжали домой разные специалисты, и онкологи, и терапевты, и врачи скорой – и не могли выписать обезболивающий препарат. Чтобы помочь ребенку и снять боль потребовалось вмешательство Минздрава и приезд специалистов по обезболиванию и паллиативной помощи из Москвы
Также крайне важно ввести курс по паллиативной медицинской помощи в средних и высших учебных заведениях, и курсы повышения квалификации.
С необходимостью таких изменений (и обучение, и льготы для аптек, и увеличение запаса обезболивающих препаратов в аптеке, и расширение форм наркотических обезболивающих препаратов) согласились присутствовавшие на встрече сенаторы Владимир Круглый, Людмила Косткина и Людмила Козлова. Все они в своих регионах сталкивались с проблемами получения пациентами обезболивания.
Полную запись круглого стола можно увидеть здесь