Как сплотить класс: гайд для учителей и родителей
27.08.2025
Запросы «как сплотить класс» появляются всё чаще, ведь отсутствие единства и конфликты влияют на весь коллектив.
Класс — это искусственно созданная группа. Как и любому живому организму, классу нужны время и правильные условия, чтобы научиться взаимодействию. Сплочённость — это не только отсутствие ссор, но и уважение индивидуальности друг друга, комфортная атмосфера для учёбы и взаимовыручка.
Фонд «Вера» и сеть детских клиник доказательной медицины docdeti подготовили гайд о том, что может сделать учитель и родитель, и когда без профессиональной помощи не обойтись. На эти вопросы отвечает психолог docdeti Наталья Медведева.
На атмосферу в классе влияют:
— различие социальных и культурных интересов детей, собравшихся из разных коллективов;
— отсутствие общих задач и целей, совместных мероприятий — учёба становится задачей каждого;
— разная успеваемость, борьба за внимание учителя и лидерство, которые разделяют, а не сближают.
Даже единичные конфликты делают атмосферу напряжённой.
Учитель — архитектор коммуникации и «социальный инженер» класса.
Он даёт знания и строит отношения, которые помогают эти знания усвоить. Предложений дружить и не ссориться недостаточно. Невозможно заставить детей испытывать «нужные» эмоции. Важно создать среду и контекст, в котором позитивное взаимодействие станет естественным. Начинается всё с мелочей, даже рассадка детей в классе может повлиять.
Можно использовать варианты не только по алфавиту или успеваемости, а дать возможность всем ученикам пообщаться с разными одноклассниками. Казалось бы, такая простая смена рабочего места, но уже сигнал: наш класс — это динамичная система, где есть активное движение и все друг с другом связаны.
Учитель в конфликтах выступает как медиатор.
Его задача — помочь детям осознать и назвать чувства друг друга, найти альтернативные решения.
Фразы-помощники на такие случаи: «Что ты чувствовал в тот момент? Как ты думаешь, что чувствовал Саша, когда это произошло? Какой могла быть альтернатива? Что можно было еще сделать?»
Внимание учителя делится поровну между всеми в классе, сплоченность поддерживается общим чувством: нас здесь ценят и видят всех несмотря на то, что мы разные».
Учитель может:
— создавать ситуации успеха для всего класса, публично хвалить и поздравлять с общими достижениями;
— внедрять интерактивные форматы обучения и работу в малых группах;
— проводить тематические классные часы, на которых безопасно говорить про эмоции и делиться мыслями;
— придумывать игры, развивающие доверие, эмпатию и взаимопомощь (верёвочный курс, «слепой и поводырь», «урок доброты»);
— помогать сторонам услышать друг друга во время конфликта, обучая технике «я-высказываний»: говорить не «ты меня обозвал», а «мне было больно и обидно, когда я услышал это»;
— проводить обсуждения и рефлексию по итогам сложных ситуаций.
Родитель: мудрая поддержка и мост во внешний мир
Часто, когда ребенок жалуется на трудности с одноклассниками, родительская любовь и тревога включают режим «защиты любой ценой». Конечно, родитель может пообщаться с другими родителями (родителями обидчика), поговорить с классным руководителем, но так вы не сможете помочь ребенку приобрести навыки, которые будут помогать ему и дальше в жизни.
Родитель одновременно становится безопасной гаванью и тренером социальных навыков. Можно поразмышлять вместе: «А как бы ты хотел, чтобы эта ситуация разрешилась? Что ты уже пробовал сделать? Давай подумаем вместе, как есть еще варианты?» Так укрепляется уверенность в себе.
Родитель может:
— развивать социальные навыки ребёнка дома, разговаривать про его мысли и эмоции;
— учить эмпатии, рассказывать, как знакомиться, предлагать помощь, проигрывать и обозначать границы без агрессии;
— создавать пространство для неформального общения (пригласить одноклассников в гости или на пикник, объединиться с другими семьями для общей активности);
— не обесценивать переживания, выслушивать и поддерживать ребёнка;
— учить анализировать свои и чужие чувства и действия;
— сотрудничать с учителем, предлагать идеи для совместной деятельности.
В ситуации систематической травли (буллинга) необходимо сразу подключать учителя и школьного психолога.
Когда без профессиональной помощи не обойтись?
— ситуации буллинга (травли);
— раскол класса на несколько враждующих групп;
— ребёнок с особыми поведенческими потребностями, который может дестабилизировать общую обстановку.
Школьный психолог владеет методиками работы в сложных ситуациях, он помогает стабилизировать атмосферу внутри класса.
Ещё один способ сплотить класс — провести акцию «Дети вместо цветов» 1 сентября. Каждый ученик приносит по одному цветку, класс дарит общий букет учителю. Каждый цветок в букете уникален и подобран ребёнком с любовью. Деньги, которые родители планировали потратить на букеты, направляются на помощь тяжелобольным детям и молодым взрослым
Кстати, во всех филиалах клиник доказательной медицины docdeti вы можете получить красивый стикерпак и узнать подробности об акции.