Попробуйте ввести другой запрос
Как сказала на конференции Нюта Федермессер, хоспис – это то место, где концентрируется любовь, ведь перед расставанием ее всегда больше.
«Ни одна лекция, ни одна книга не может научить нас, как в нужный момент расплакаться или как сдержаться, как обнять родственника пациента или наоборот – в какой момент лучше оставить его в покое. Как вести себя с человеком, который только что потерял близкого. Все, что мы делаем, мы делаем от сердца, не от знаний. Но и здесь надо учиться – каждый день, всю жизнь. Мы можем допустить ошибку и не заметить этого. Но проблема паллиативной помощи заключается в том, что у нас почти нет права на ошибку, мы можем не успеть ее исправить», - сказала в своем докладе Диана Владимировна Невзорова. Она подробно рассказала о роли медицинской сестры в системе паллиативной помощи. Прежде всего, пациент, который попадает в хоспис, оценивает дружелюбие персонала. Это первое и главное, о чем думает человек, переступая порог хосписа. На втором месте – соблюдение интимности. И здесь уже очень важно делать с пациентом все то же самое и точно так же, что мы сами делаем, когда мы здоровы. Одернуть одеяло, поправить ночную рубашку, поставить ширму, - все это в разы улучшает моральное состояние человека, который не может сам себя обслужить. На третьем месте в системе ценностей пациента хосписа находится хороший сосед. И только на четвертом – эффективность помощи.«Паллиативная помощь – это когда тебе хочется кваса, хлеба и селедки, и тебе их дают. Такие вот простые вещи»
(Д.В. Невзорова)
Все хорошие хосписы отличаются друг от друга волонтерами и персоналом. Диана Владимировна выделила несколько главных навыков, которыми обязана обладать медсестра хосписа или паллиативного отделения: • лечение боли и устранение тягостных симптомов, а также моральная поддержка пациента и его семьи. • семья пациента – это также сфера ответственности медсестры. С родственниками надо говорить, надо знать все об отношениях внутри семьи, надо увидеть признаки скорого ухода пациента и успеть предупредить его близких. Задача максимум – сделать все, чтобы после смерти матери в хосписе человек чувствовал себя хорошим сыном, который успел все – попросить прощения, простить, получить напутствие и долюбить. • нельзя навязывать разговоры о смерти, но надо быть готовым ответить на все вопросы родственников и пациентов об этом. Как оформить документы после смерти человека, к каким ритуальным агентам обратиться, как вести себя в морге – все этим вещи медсестра должна знать и в нужный момент рассказать семье ушедшего пациента. • инициативность и автономность в принятии решения. Врачи в паллиативных отделениях и хосписах должны давать медсестрам такую возможность. Именно медсестры видят пациента чаще других и слышат отзывы родственников. И именно с медсестрами родственники разговаривают особенно доверительно. Одним из важнейших стало выступление двух родственниц пациентов Первого московского хосписа. Они рассказали о том, чего ждут и что особенно ценят близкие уходящих в хосписе людей от персонала. У Галины Григорьевны болеет муж. В хосписе они провели уже 2 месяца: «Первые два дня не могла понять, где я нахожусь. Боже мой, вокруг меня летают ангелы, девочки эти, которые за меня делали всю тяжелую работу – поднимали, мужа сразу же помыли – какое же счастье, человека ПОМЫЛИ. Дома с такими трудами это все происходило у нас… Проведя все это время в хосписе, я не чувствую себя одинокой. Потому что я увидела, как человечно и внимательно могут люди к тебе относиться. В такие скорбные минуты все медсестры находили в себе душевные силы поговорить с родственником, успокоить. Это очень много и очень важно». У Елены в Первом московском хосписе ушла мама. Она пробыла в стационаре меньше суток, до этого семья была под опекой выездной службы. Одновременно в этом же хосписе оказалась знакомая Елены, поэтому она проводила там много времени и много наблюдала. Особенно за медсестрами.Елена убеждена – отделение или хоспис может быть сколько угодно ужасным, грязным и недружелюбным, но достаточно одной медсестры, чтобы пациенту там было сносно, – одной.
Роль медсестры огромна – от нее зависит и пациент, и вся его семья. Елена обратилась ко всем собравшимся медикам с личной просьбой: «Обращайтесь с нами, родственниками, - как со своими несмышлеными детьми: глупыми, бестолковыми, думающими совсем не о том. Говорите с нами так же, как вы бы говорили с ребенком, которого отправляете в магазин за хлебом: «вот тебе денежка, дашь ее тетеньке, возьмешь хлеб, и не забудь сдачу». Даже если я самый адекватный на свете человек – в процессе умирания моего близкого ожидайте от меня, что я все сделаю наперекосяк. В непосредственной близости со смертью становишься рассредоточенным, испуганным, дурным. Пожалуйста, знайте это». *** Чего мы боимся на пороге смерти? Одиночества, грязи, унижения, боли, боимся обмана медиков, боимся банального вранья в разговорах. Мы боимся не столько самой смерти, сколько умирания в страданиях и беспомощности. И специалисты паллиативной помощи могут целый ряд этих страхов снять даже без особых финансовых вливаний – своим сердцем, вниманием и любовью. Огромное спасибо Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи за организацию конференции, а МГППУ – за предоставление нам своих помещений. За помощь в организации конференции также благодарим: Группу компаний «Ташир» за предоставление гостиницы «СК-Роял», в которой разместились участники конференции из других городов. Stage Entertainment Russia – за билеты на мьюзикл «Призрак оперы» для наших гостей из регионов. Ресторан «Хлеб насущный» и «Теремок» за питание для гостей. Компанию «Нестле» за кофе-брейки. Компанию "МЕТРО" за ручки и блокноты. Концерн «Протэк» за одноразовую посуду. «ОЭК - объединенная энергетическая компания» за бейджи. Компанию Safran за автобусы для гостей. Компанию «Живая вода» за бутилированную воду. А также большое спасибо всем волонтерам. Без вас ничего бы не получилось! Подписаться на рассылку Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи можно на их сайте.