«Говорящее молчание»

19.05.2017

«Жалоб нет — не значит, что всё хорошо. Молчание тоже говорит».

Ольгу Осетрову, главного врача Самарского хосписа, много лет интересовал вопрос — почему пациенты с выраженным хроническим болевым синдромом, реально страдая от боли, не жалуются? Почему молчат их близкие?
 
В хосписе был проведён опрос родственников пациентов, который показал, что, несмотря на некупируемую боль, порой нестерпимую, основная часть страдающих от боли людей и тех, кто им помогает, молчат, не жалуются в органы управления здравоохранения на плохое обезболивание. И это даёт чиновникам возможность утверждать, что с обезболиванием нет никаких проблем.
А это совершенно не так.
 
С разрешения Ольги Васильевны делимся её текстом.

Говорящее молчание

Очень хорошо, что проблема боли у инкурабельных онкологических больных буквально на наших глазах, начиная с середины 2014 года, перестала быть, или, вернее, перестаёт быть проблемой обезболивания, как процесса назначения, выписывания и получения необходимого лекарственного препарата. Появляются новые лекарства и лекарственные формы, в обозримом будущем в России начнёт производиться золотой стандарт обезболивания — морфин в таблетках короткого действия, что для многих страдающих людей будет реальной альтернативой 4-6-кратным ежедневным инъекция (в тех случаях, когда использование накожных-трансдермальных форм невозможно) и поможет при купировании прорывных болей, которые есть, по нашим наблюдениям, у двух из трёх пациентов с выраженным хроническим болевым синдромом (ХБС).  Упростилось назначение и выписывание наркотических анальгетиков (без которых невозможно справиться с сильной и нетерпимой болью), возросло количество аптек, имеющих право на отпуск таких лекарств, нет регионов, где не проводилось бы обучения врачей паллиативной помощи. Открыто несколько доступных электронных ресурсов, порталов и сайтов по обезболиванию, где любой человек может узнать о важных принципах и возможностях обезболивания. И многое другое действительно — делается. Но не обезболены так, как необходимо, страдают, терпят и всё же молчат пока ещё многие и многие онкологические и особенно неонкологические больные. И, как и три года назад, представители органов управления здравоохранения всех уровней утверждают, что жалоб на неадекватное обезболивание мало.  Это — правда, это — действительно так. Естественно, делается вывод: жалоб нет, следовательно, всё хорошо. Но с этим выводом все, кто реально помогает и заботится о пациентах с ХБС, согласиться не могут. Тогда, три года назад, мы провели опрос пациентов и их близких, почему они, реально страдая от боли, не жалуются. Ответы были получены самые разные, и исходя из них, мы разделили всех "молчащих" на 4 группы. 1. Семья и пациент полностью доверяют участковому врачу, активны в общении, часто посещают поликлинику и вызывают врача на дом, и, когда нарастает боль, спрашивают, что им делать. Получают ответ: — Рак — это всегда боль, всегда! — Ещё рано получать наркотики, терпите. — Просто принимайте ваше лекарство каждый раз при нарастании боли (и бывает, что двенадцатикратный приём кеторола не снимает или добавляет новую боль). — Выпишем морфин — быстрее умрёт. Так всегда бывает, ведь морфин угнетает дыхательный центр. — Сразу станет наркоманом. Конечно, жалоб со стороны такой семьи нет. Для них боль — фатальна, а обезболивающее — ещё большая опасность. Они — молчат. 2. Семья и пациент в состоянии дистресса, истощены эмоционально и физически, абсолютно пассивны, никого ни о чём не спрашивают, автоматически выполняют назначения, стараются не обращать внимание на наличие боли. Семья «умирает» рядом с больным человеком. Слова сына пациента: «Сначала жаловаться не было сил, а потом — не стало смысла». Они — молчат. 3. Семья со страхом любого конфликта, боязнью испортить отношения с врачом и лечебным учреждением, остаться совсем без поддержки. У самого пациента — страх быть «плохим». Такие семьи обращаются в хоспис за помощью в получении обезболивающего, при первом визите просят у врача справку о рекомендации необходимого (действительно соответствующего боли) лекарства — то есть они выяснили и понимают какое лекарство на самом деле снимет боль. Но не готовы доказывать это публично. Они — молчат. 4. Семья и пациент не доверяют никому, убеждены, что никому в данной ситуации не нужны, что их «списали как отработанный материал», и что нужно самим искать выход. Выходы могут быть разными — покупка нелегальных опиоидов, покупка обезболивающих за рубежом, где у врача нет страха выписать обезболивающий препарат на 2-3 месяца в случае наличия сильной боли, просьба об эвтаназии, выстрел или ещё что-то... Они — молчат. ЖАЛОБ НЕТ — НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ВСЁ ХОРОШО. Молчание тоже говорит. Прошло время, но по-прежнему такие семьи и люди — доверяющие или не доверяющие нашей медицине, запредельно истощенные или униженные сознанием своего бесправия — есть. На прошлой неделе я говорила с мамой пациента, который получал 4-5 мл морфина в сутки, а на рецептурном бланке им выписывали 10 ампул.  Женщина, теряющая 30-летнего сына, вынуждена была ходить и ездить в поликлинику и аптеку через день. Конечно, она не жаловалась, даже не предполагая, что можно было выписать 40 ампул, и тратить драгоценное время на более важные вещи. Хорошо, что ситуация изменилась для этой семьи, что она меняется для многих людей в разных городах. И мы все должны сделать все возможное, чтобы это происходило быстро, ведь тем людям, которым не помогли справиться с болью сегодня — завтра эта помощь будет уже не нужна.
В дополнение можно только сказать, что по данным Росздравнадзора за 2016 год звонков на горячую линию по обезболиванию больше всего там, где проблема решается. А из тех регионов, где адекватное обезболивание даже не каждый четвертый, почти никто не звонит. Пожалуйста, не молчите.
Горячая линия Росздравнадзора для приема обращений граждан о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов (операторы отвечают в рабочее время в будни, в выходные обращения записываются на автоответчик и потом обрабатываются): 8 800 550 99 03 Номера региональных линий Росздравнадзора есть тут. Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким («Ясное утро») - 8-800-100-01-91 Горячая линия по оказанию паллиативной помощи фонда «Вера» (работает круглосуточно, без выходных) - 8 800 700 84 36

Задайте вопрос