Госдума поддержала освобождение врачей от наказания за утрату наркопрепаратов

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который частично освобождает медперсонал от ответственности за нарушение оборота наркотических препаратов, если оно было совершено по неосторожности.

В январе 2020 года президент Владимир Путин поручил правительству внести в законодательство поправки, которые освобождают медиков от уголовной ответственности за неумышленную утрату лекарств, содержащих наркотические вещества. Это произошло после того, как Нюта Федермессер подняла вопрос о декриминализации во время Прямой линии с Президентом.



Уже много лет медицинское сообщество просит исключить избыточный уголовно-правовой прессинг, применяемый к медикам в тех случаях, когда произошла утрата наркотического и психотропного лекарства, не связанная с его умышленным выведением в нелегальный оборот. Сейчас врачи, медицинские сестры, фельдшеры могут быть привлечены к уголовной ответственности за раздавленную или случайно потерянную ампулу, даже пустую.

Сейчас любые инциденты, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в медицинской организации, являются большим стрессом для медиков. Например, в Московском многопрофильном центре паллиативной помощи был случай, когда из-за производственного брака в облатке одна из пяти ампул морфина лопнула. Раствор лекарственного препарата разлился внутри облатки, наружу не вытек. Но даже эта ситуация вызывает колоссальный страх медицинского работника перед возможными негативными последствиями вплоть до уголовных. Ведь медик не обеспечил сохранность наркотических средств и психотропных веществ и допустил их утрату. Поэтому мы выступаем за скорейшее принятие этого законопроекта.

— Анастасия Жданова, эксперт ОНФ, директор АБНО «Регион заботы»



Мы с фондом «Вера», фондом «Подари жизнь», Анастасией Ждановой — ведущим юристом Центра паллиативной помощи, — Минздравом России и ОНФ много лет занимаемся тем, что пытаемся облегчить жизнь врачей, пациенты которых страдают от боли.

Для этого мы несколько лет исследовали проблему и поняли, что одно из основных препятствий — страх медика перед возможным уголовным наказанием даже за несущественные ошибки в работе с морфином. То, что нужно было сделать, называется «декриминализация ответственности врача за утерю сильнодействующих обезболивающих препаратов по неосторожности».

Врач не должен подвергаться уголовному преследованию, если он не намеренно утратил — потерял, разбил, раздавил ампулу с наркотическим препаратом или таблетку сильного опиоидного анальгетика, и эта утрата не повлекла за собой вреда здоровью и не нанесла иного ущерба.

Вот, например, ситуация: фельдшер скорой помощи помогала пострадавшему в ДТП, а у неё из кармана выпала уже пустая ампула, без препарата. Выпала куда-то на дорогу, в грязь, под колеса. Когда она приехала на подстанцию списывать ампулу, она её не нашла. Что делать? Где искать? Возвращаться? А это уже наказуемое деяние. Уголовно наказуемое. Естественно, при таком раскладе, врачей, желающих снимать сильную боль у человека опиоидными, сильнодействующими наркотическими препаратами, крайне мало. Все боятся. Боятся даже условного срока. Ведь это ещё и про врачебную репутацию.

В 2018 году, по оценкам Международного комитета по контролю над наркотиками, в России показатель доступного количества опиоидных анальгетиков в отношении к потребностям в обезболивании составил всего 8%. Это сравнимо со странами третьего мира — Вьетнамом, Боливией, Индией.

Слава Богу, сейчас эта цифра поменялась, выросла. Появились новые препараты — теперь есть и таблетки, и пластыри, разные инъекционные формы, даже детские формы, о которых мы раньше не могли и мечтать. Появилось довольно много информации, обучающих курсов для врачей, ресурсов в интернете — бесплатных и доступных из любой точки земли. Тем не менее, тот самый Международный комитет всё-таки решил закончить исследование, выяснив, какие есть основные факторы, ограничивающие доступность наркотических препаратов в нашей стране. Проще сказать — ответил на вопрос «Почему люди продолжают терпеть боль?».

И вот что выяснилось:

— Врачи не знают, как назначать эти препараты, у них нет опыта, а есть только страх;
— До сих пор существует миф о том, что от препарата у пациента может возникнуть зависимость, он утратит свою личность, навсегда потеряет ориентацию в пространстве и времени.

Но самое главное препятствие — это страх перед уголовным преследованием и страх совершить ошибку. Эти два страха — это как раз то, на что была направлена наша многолетняя борьба.

То, что произошло вчера — это безусловная победа. Если врач в процессе работы с опиоидными анальгетиками совершил какую-то ошибку, если эта ошибка не повлекла за собой вреда здоровью, если не было намеренной утечки в нелегальный оборот, то судить за это врача — нельзя. Это может случиться с каждым. Максимум, что нужно сделать в таком случае — собрать в медучреждении комиссию, разобрать ситуацию, отразить в документах.

Теперь в Думе рассматривается (и уже прошёл первое чтение) законопроект, который как раз и предполагает внутренний комиссионный разбор ситуации. Мы пришли к завершающему этапу истории, которая длится больше 10 лет. Но! Этот этап завершающий лишь с точки зрения законотворчества.

Вообще-то это начало нового этапа — массовой рекламной кампании. Врачей надо проинформировать, что их работа защищена. Необходимо научить врачей пользоваться новыми препаратами.

Начинается огромная работа. Но мы ей рады и готовы приступать. Любая боль излечима.

— Нюта Федермессер о декриминализации на своей facebook-странице.



Материалы в СМИ:

Коммерсант -->
Первый канал -->
Парламентская газета -->
Собеседник -->

Задайте вопрос